Инициативы /

Обеспечение прямого доступа изыскателей к объемам работ

  Обращение Ассоциации НСИ к Руководителю ФАС России А.Ю. Артемьеву Cкачать 0.69 MB

Ассоциация НСИ выступает с инициативой выделения инженерных изысканий из состава проектно-изыскательских работ в отдельный лот при закупках в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ

По мнению экспертов ассоциации, объединение в рамках одной закупки работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации приводит к системному нарушению законодательства о конкуренции и контрактной системе, ущемлению интересов изыскательских организаций, способствует развитию сети «коммерческих» саморегулируемых организаций, напрямую влияет на уровень конкуренции и как следствие, к менее эффективному расходованию средств (удорожанию контрактов).

Сейчас около 93% всего объема инженерных изысканий при закупках в рамках контрактной системы включаются в состав проектно-изыскательских работ либо торгуются как часть единого строительного контракта.

В таких конкурсах могут принимать участие только проектные организации, а работы по инженерным изысканиям эти организации отдают на субподряд. Фактически, изыскатели полностью исключаются из потенциальных участников конкурса, так как, обладая допуском СРО по изыскательским работам, не обладают допуском СРО по проектным работам.

Безусловно, подрядчик может выполнить все работы в рамках ПИР самостоятельно, но для осуществления такой деятельности организации необходимо быть экспертом, как в проектировании, так и в инженерных изысканиях, иметь соответствующий штат специалистов, и обладать допусками на оба вида деятельности.

Около 70% организаций в изыскательской отрасли являются типичными представителями микробизнеса, с годовой выручкой менее 120 млн. рублей, и финансовые затраты на обеспечение допусков на оба вида работ оказываются для них существенным препятствием для участия в торгах.

Для справки:

По данным Ассоциации «Национальный Союз Изыскателей» (на основании информации с сайта www.zakupki.gov.ru) только в четвертом квартале 2014 года в рамках контрактной системы Российской Федерации на проведение проектно-изыскательских работ было размещено 162 лота на общую сумму 1,9 млрд. рублей, и это не учитывая торгов на ПИР в рамках единого строительного контракта.

В 47% случаев (на сумму 1,35 млрд. руб.) выигравшие конкурс организации имели действующие допуски, как на выполнение инженерных изысканий, так и на проектирование, а 44% организаций не имело действующего допуска на проведение инженерных изысканий.

Из углубленного анализа прошедших в 4 квартале 2014 года торгов на выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации видно, что объединение двух видов работ в единую закупку приводит к ограничению конкуренции и снижению эффективности при расходовании бюджетных средств.

В конкурсах, где проектные и изыскательские работы были объединены, первоначальная сумма всех контрактов после проведения торгов уменьшилась на 6 процентов, а среднее количество участников составило 2,4. Количество закупок у единственного поставщика достигло 14,8 процентов от общего числа закупок.

Напротив, в случаях, когда инженерные изыскания торговались отдельно, совокупное снижение первоначальной суммы контрактов достигло 17,68 процентов (в три раза больше!!!), среднее количество участников торгов увеличилось до 5 (в два раза), а количество закупок у единого поставщика снизилось до 7,4 процента (в два раза).