Инициативы /
Повышение качества инженерных изысканий в РФ
Введение обязательного технического контроля инженерных изысканий в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов строительства.
Ассоциация «Национальный Союз Изыскателей» обратилась в Общественный совет при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства с предложением рассмотреть возможность внесения пункта 4.20 СП 47.13330.2012 "СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения" в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521.
СП 47.13330.2012 "СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения" предполагает, что застройщик проводит оценку соответствия инженерных изысканий на предмет их достаточности и достоверности:
«4.20 Застройщик обеспечивает проведение оценки соответствия инженерных изысканий на предмет их достаточности и достоверности в соответствии с требованиями 4.2-4.6.
Технический контроль полевых и камеральных работ, включая приемку полевых материалов, является оценкой достоверности инженерных изысканий. Технический отчет по техническому (строительному) контролю должен содержать следующие документы: акты полевого контроля; акты приемки полевых и лабораторных материалов; фотоматериалы подтверждения выполненных работ.
Достоверность и качество инженерных изысканий определяют в соответствии с внутренней системой контроля качества исполнителя (внутренний контроль), а также техническим контролем инженерных изысканий застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом (внешний контроль)».
Вместе с тем, как показывает практика, должного технического контроля инженерных изысканий застройщиком не организуется, а сторонний контроль на стадии выполнения инженерных изысканий отсутствует вовсе, поскольку пункт 4.20 СП 47.13330.2012 не является обязательным к применению в соответствии с Перечнем национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521.
Такая ситуация приводит к ряду негативных факторов:
1. Формальное выполнение инженерных изысканий или невыполнение их вовсе. В качестве результатов просто дублируются отчеты прошлых десятилетий (при их наличии).
2. Некачественное или недостаточное выполнение инженерных изысканий, и как следствие - удорожание процессов проектирования, экспертизы и строительства в целом в связи с необходимостью повторного или дополнительного выполнения инженерных изысканий.
В целях решения изложенной проблемы Ассоциация «Национальный Союз Изыскателей» предлагается пункт 4.20 СП 47.13330.2012 внести в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521.
Вместе с тем, для перевода положений пункта 4.20 Свода правил 47.13330.2012 в статус «обязательных» необходимо соблюдение ряда дополнительных условий:
1. Технический контроль предназначен в первую очередь против недобросовестных исполнителей, но его могут использовать и недобросовестные заказчики, выдвигая дополнительные требования, с целью затягивания сроков оплаты работ. Снять данную проблему позволит разработка правил (регламента) проведения технического контроля застройщика (заказчика), в которых будут определены виды и объемы проверяемых процессов, способы контроля (инструментальный, визуальный, выборочный, камеральный). При составлении правил можно использовать опыт ПАО «Газпром», ОАО «АК «Транснефть» и других, в частности, РД-91.020.00-КТН-142-14 «Инженерные изыскания для строительства магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов».
2. Проведение инженерных изысканий состоит из многих технических процессов (этапов работ): подготовки технического задания, составления и утверждения программы работ, оформления ордеров, необходимых разрешений и допусков на проведение работ. В целом процесс инженерных изысканий у добросовестных подрядных организаций содержит значительное количество промежуточных контрольных процедур на различных этапах производства, включая самоконтроль и внутреннюю экспертизу. В связи с этим и с целью исключения излишних проверочных процедур, предлагаем осуществлять подобный технический контроль только в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.
3. Введение обязательного технического контроля приведет к дополнительным расходам заказчика (на разработку системы аудита и оценки работ, формирование службы технического надзора или привлечение специализированной организации), но в целом экономический эффект ожидается положительным, в связи с повышением качества принимаемых проектных решений, улучшением характеристик безопасности и эксплуатационных свойств объектов капитального строительства. Поэтому объем технического контроля должен быть оптимальным и не создавать дополнительных барьеров.